Характерные неисправности и повреждения, их причины и способы устраненияСтраница 2
Сколы борта внутреннего кольца заднего подшипника наблюдаются наиболее часто у колесных пар с креплением редуктора привода вагонного генератора к корпусу буксы.
В этом случае существенно возрастают динамические силы от необрессоренной массы редуктора и буксового узла, особенно в зимнее время года.
Скол борта происходит, как правило, по шагу расположения роликов. Этот дефект является следствием усталостных трещин, возникающих под действием динамических сил в зоне технологической выкружки у основания борта из-за грубых рисок, остающихся после токарной обработки и термических трещин.
Термические трещины в бортах возникали от сильного нагрева при трении неправильного подобранного сепаратора о борт кольца. Частоту скола борта внутреннего кольца можно существенно уменьшить, применяя для его изготовления сталь регламентированной прокаливаемости ШХЧ.
Ослабление натяга посадки (проворот) внутреннего кольца на шейке оси происходит из-за неправильного подбора и определения величины посадочного натяга внутренних колец, а также из-за несоблюдения температурного режима монтируемых деталей.
Натяг на посадку внутренних колец в соответствии с действующей инструкцией должен составлять от 30 до 65 мкм. Однако из-за неточности измерений на существующих измерительных приспособлениях или недостатка технологической дисциплины иногда встречаются отклонения.
Измерение шеек осей после обмывки в моечных машинах можно производить через 12 часов или через 2 ч. после обточки, а измерение подшипников – через 8 ч. после обмывки.
Неисправности торцов роликов и бортов колец объясняются тем, что осевая сила, действующая на подшипник, воспринимается этими рабочими поверхностями в несвойственном для подшипника качения трения скольжения пары торец. ролика – борт кольца.
Применяется смазка ЛЗ-ЦИИИ не создает достаточно прочной масляной пленки на трущихся поверхностях, не обеспечивает в полной мере жидкостной режим трения и, хотя и содержит в своем составе антизадирные присадки, не исключает появление износов, рисок и задиров на торцах роликов и упорных поверхностях бортов.
Осмотры роликов подшипников показали, что износы этих поверхностей резко интенсифицируются при наличии не перпендикулярности упорных поверхностей бортов к дорожке качения кольца.
В процессе эксплуатации установлено, что с увеличением наработки исходная форма борта вследствие износа трущихся поверхностей претерпевает значительные изменения. Причем износ сопровождается увеличением площади контакта, воспринимающей осевую нагрузку.
Установлено, что след износа на рабочем борте наружного кольца имеет различный характер – он более широк в зоне восприятия радиальной нагрузки. В этой зоне могут появляться и трещины борта.
Износ торцов роликов носит также неравномерный характер: со стороны борта внутреннего кольца он ступенчатый, исчисляемый иногда десятками мкм, а со стороны рабочего борта наружного кольца – тороидальный. Следовательно, осевая нагрузка воспринимается главным образом роликами, несущими радиальную нагрузку, а контакт роликов с бортом внутреннего кольца происходит при более высоких скоростях относительного проскальзывания. Все эти износы сопровождаются повышенными температурами буксового узла, что в сочетании с другими неблагоприятными факторами может привести к уменьшению осевого зазора и даже к заклиниванию роликов между бортами наружного кольца.
Уменьшение осевого зазора в подшипнике можно определить из следующего соотношения:
∆ q oct = α (l1 х ∆t1 – t2 х ∆t2), где
l1 – ширина дорожки качения наружного кольца;
l2 – длина ролика;
∆t1 и ∆t2 – нагрев в эксплуатации соответственно наружного кольца роликов.
Особую группу дефектов подшипников составляют коррозионные повреждения в виде коррозионных раковин, поверхностной и точечной коррозии на роликах и дорожках качения колец. Причинами их появления является попадание воды в подшипник в процессе длительного отстоя подвижного состава и при обмывке колесных пар без выполнения полной ревизии букс.
Смазка ЛЗ-ЦНИИ обладает повышенной гигроскопичностью и в своем составе имеет щелочи и кислоты. Все это в совокупности создает агрессивную среду, вызывающую коррозию несущих и посадочных поверхностей подшипника.
Таблица 2 Неисправности подшипников
Наименование узла |
Неисправности |
Причина |
Способ устранения |
Подшипник в собранном виде |
Радиальный зазор меньше или больше установленной нормы Осевой зазор меньше установленной нормы |
Необходимо переукомплектовать подшипник с заменой наружного кольца. Подшипник используют после зачистки торцевой поверхности нерабочего (маркированного) борта. у наружных колец до 0,03мм. Зачистку производят шлифовальной шкуркой №10 на тканевой основе, а затем №6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается переукомплектовать подшипник с заменой наружного кольца или роликов. | |
Наружное или внутреннее кольцо |
Трещины, разрывы, отколы |
Из-за нарушения технологии изготовления, электроожогов, заклинивания роликов |
Кольца бракуют |
Раковины и шелушение (усталостные повреждения) на дорожках качения цилиндрического подшипника |
Из-за постоянных нагрузок динамических и достижении металлом предела выносливости |
Кольца бракуют | |
Шелушение дорожек качения внутреннего кольца. Рифление дорожки качения наружного кольца подшипника |
Вследствие проскальзывания роликов по дорожке качения |
Кольца бракуют | |
Коррозионные пятна на дорожках качения по шагу ролика |
Кольца бракуют | ||
Поверхностная и точечная коррозия на дорожках качения |
из-за попадания воды в смазку |
Кольца используют после зачистки пораженных коррозией поверхностей шлифовальной шкуркой №6 с маслом | |
Задиры и заусеница фасок бортов наружных и внутренних колец |
Возникают из-за осевых нагрузок при отсутствии масленой пленки на поверхностях |
Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной №40, а затем №6 с маслом | |
Коррозионные раковины на дорожках качения |
Кольца бракуют | ||
Коррозионные повреждения на посадочных поверхностях |
Кольца используют со следами кор-х повреждением после зачистки шкуркой №6 с маслом | ||
Потемнение поверхности качения от серого до черного цвета |
То же | ||
Намины и мелкие риски на дорожках качения |
Кольца допускаются к дальнейшему использованию | ||
Следы перегрева (цвета побежалости) |
Кольца бракуют (кроме колец имеющих соломенный цвет) | ||
Кольцевые риски, задиры, вмятины и забоины на нерабочих поверхностях |
Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев | ||
Монтажные забоины и задиры на поверхностях качения |
Кольца бракуют | ||
Отсутствие фасок на кромках бортов наружных колец |
Кольца бракуют | ||
Повреждение дорожек качения электрическим током |
Кольца бракуют | ||
Ролики |
Трещины, отколы, ползуны |
Ролики бракуют | |
Вмятины на поверхностях качения |
Ролики используют | ||
Кольцевой след без разрушения поверхности металла |
Ролики используют | ||
Коррозионные раковины на поверхностях качения |
Ролики бракуют | ||
Потемнение поверхности качения от серого до черного цвета |
Ролики используют | ||
Коррозия пятнами |
Ролики бракуют | ||
Раковины на поверхности качения цилиндрического ролика |
Ролики бракуют | ||
Повреждение торцов цилиндрических роликов – надиры типа «елочка» |
Ролики используют со следами надиров после обработки на приспособлении, имеющим вер-е перемещение ручки, шлифовальной шкуркой №6 с маслом. Снимать допускается с каждой стороны ролика слой толщиной не более 0,005 мм. толщину снятого слоя проверяют по высоте ролика на приборе В801(4083М) | ||
Точки в результате повреждения эл.током |
Кольца бракуют | ||
Сепараторы |
Повреждение «чеканки» у латунного и полиамидного сепараторов цилиндрического подшипника, приводящее к выпадению роликов |
Сепараторы используют после восстановления «чеканки» | |
Износ латунного сепаратора по внутреннему диаметру и центрирующей поверхности в месте контакта с бортами наружных колец |
Сепаратор с износом более 0,1мм. бракуется. Износ определяется по величине ступеньки, образовавшейся по отношению к поверхности перемычек, и определяется щупом, который вводится в зазор между наружной поверхностью и лекальной линейкой, приложенной к поверхности одной из перемычек |
Расчет себестоимости калькулированием
На завершающей стадии технической подготовки производства нового изделия, когда детально проработаны рабочие чертежи, разработан и отлажен технологический процесс его изготовления, себестоимость определяется калькулированием, т.е. расчетом всех затрат на производство и реализацию изделия. Многочисл ...
Простой местного вагона
Продолжительность нахождения местных вагонов на станции определяется с момента прибытия до отправления. За этот отрезок времени вагоны проходят те же операции, что и транзитные, связанные с обработкой их на грузовых фронтах. Причем часть вагонов может выгружаться и в порожнем состоянии отправляться ...
Таблицы кодирования ТУ
В таблице 3 приведены команды ТУ для данной станции. Станция оборудована системой ЭЦК-2003 и перегон с автоблокировкой КЭБ1. Приняты следующие обозначения команд: Н, Ч, Н№, Ч№, М№ – выбор светофора начала маршрута (№ - номер пути отправления или светофора); ДП, ДМ – выбор категории маршрута (поездн ...