Система управления безопасностью полетов в аэропортах гражданской авиации
Существует разрыв между уровнем международных требований к авиационной безопасности и существующим уровнем эффективности системы обеспечения безопасности транспортного комплекса России.
Данная проблема для человечества стала особенно актуальной в конце ХХ века. Это связано с тем, что современные достижения науки и техники предоставили в руки экстремистов мощные средства уничтожения. Проблема борьбы с терроризмом не может восприниматься только как работа спецслужб, она является общенациональной, мировой. Истоки терроризма лежат в падении жизненного уровня населения, снижении социальной защищенности, росте национализма, сепаратизма, экстремистских религиозных настроений, борьбе за власть, падении авторитета самой власти, обострении межгосударственных и внутригосударственных отношений. Он проявляется на самых различных уровнях: от государственного до действий террористов-одиночек, может быть направлен как против конкретных личностей, так и целых народов, иметь религиозный, националистический, политический или смешанный характер, экстремисты используют самые разные средства - взрывчатые вещества, оружие массового поражения, в том числе бактериологическое и химическое.
Анализ имеющихся данных свидетельствует об увеличении количества деяний террористической направленности в Российской Федерации, в том числе и на объектах транспорта. Так, в 2003 году было зарегистрировано актов терроризма - 32, в 2004 - 21, в 2005 - 20, в 2006 -135, в 2007- 327, в 2008 году - более 330, т.е. в 10 раз больше, чем 5 лет назад. Текущий год также не стал исключением. Необходимо подчеркнуть, что транспорт является одним из наиболее уязвимых объектов в плане осуществления террористических акций. Имеются в виду сами транспортные средства, транспортные коммуникации (мосты, туннели), суда с ядерными силовыми установками, гидротехнические сооружения на внутренних водных путях, помещения вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, транспортные средства с опасными грузами.
Уязвимость транспорта также связана с возможностью повреждения или вывода из строя средств сигнализации, автоматики и связи, компьютерных устройств управления, охрана которых, с учетом масштабов и протяженности, крайне затруднена. Терроризм на транспорте может проявляться в самых различных формах: захват транспортных средств, пунктов управления, угроза их взрывов и т.д. В конечном итоге террористические акции приводят к весьма значительным политическим и экономическим последствиям.
Например, только на авиационном транспорте в 2009 году имело место несколько десятков анонимных телефонных сообщений об угрозах терактов в отношении воздушных судов и объектов гражданской авиации России, часть из которых была установлена и раскрыта.
Большой общественный резонанс имеют вооруженные захваты и угоны транспортных средств, конечной целью которых обычно (особенно в последнее время) является решение политических проблем, и, хотя в итоге такие акции не приводят к достижению желаемого террористами результата, в первую очередь при этом страдают и гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб.
Имеют место случаи захвата наземных объектов и транспортных средств с выдвижением последующих требований по предоставлению воздушного судна для вылета за рубеж.
Система мер по предупреждению актов терроризма, принятая в России в области гражданской авиации, в целом соответствует международным требованиям - в ФАВТ Минтранса России действует Департамент авиационной безопасности, для подготовки персонала создан Государственный Центр «Авиационная безопасность», имеется необходимая законодательная база, проводится обязательная сертификация юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности, в аэропортах осуществляется досмотр багажа, грузов и пассажиров.
Однако масштабы террористической деятельности значительно расширились и приобрели устойчивую тенденцию к росту. Анализ складывающейся ситуации указывает на нарастающий разрыв между уровнем международных требований и ныне существующим уровнем эффективности функционирования системы обеспечения безопасности транспортного комплекса России.
Авиационная безопасность является приоритетным направлением в деятельности воздушного транспорта и жизненно важной для транспортной системы государства в целом.
Нормативно-правовые документы по авиационной безопасности (АБ) на воздушном транспорте разработаны на основе «Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства», «Воздушного кодекса Российской Федерации», а также Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО. Причем требования нормативных правовых документов по АБ в России более жесткие, чем в других странах.
В ряде международных аэропортов и аэропортов федерального значения ведется реконструкция аэровокзальных комплексов и пунктов предполетного досмотра, строительство ограждений контрольно-пропускных пунктов. Однако риск захвата и установления преступниками контроля над полетом самолета с целью его использования в качестве управляемой бомбы представляет реальную угрозу, требующую неотложного принятия ответных мер. Россия, как и все 187 Договаривающихся государств ИКАО вносит свою лепту в выработку практических рекомендаций для снижения уровня этого риска. Многие из реально возможных мер, рассматриваемых на совещаниях в ИКАО, прошли проверку и были внедрены ранее в российской гражданской авиации. В частности руководством аэропорта «Шереметьево» и авиакомпании «Аэрофлот».
Итоги последних совещаний Группы экспертов ИКАО показали, что на Западе, наконец, начали понимать цену и значимость российского опыта, накопленного в области организации и выработки методов и средств борьбы с терроризмом. Это прежде всего:
а) безопасность воздушного судна:
б) меры по ужесточению контроля доступа в ограниченные зоны аэропортов, проверка служащих при поступлении на работу;
в) меры спецбезопасности в отношении персонала и членов экипажа;
г) безопасность пассажиров, ручной клади и багажа;
д) внедрение новых технологий -биометрическая идентификация (в США завершены исследования);
е) общие меры (досмотр всех лиц, входящих в аэровокзал, запрещение стоянок транспортных средств непосредственно перед зданием вокзала, специальная защита зданий и объектов аэронавигационного обеспечения полетов).
В аэропортах России организовано тесное взаимодействие служб авиационной безопасности аэропортов с подразделениями и отделами ФСБ, ЛОВДТ, пограничными и таможенными органами, другими заинтересованными ведомствами России, введены дополнительные меры безопасности, направленные на ужесточение пропускного и внутриобъектового режимов, установление контроля за пассажирами и другими лицами при входе в здания аэровокзалов, в камерах хранения и местах стоянки автотранспорта. По согласованию с местной администрацией стоянки общественного автотранспорта в аэропортах перенесены на безопасное расстояние от зданий аэровокзалов и жизненно-важных объектов аэропортов, усилена охрана стоянок воздушных судов, территории аэропортов, объектов жизнеобеспечения ГА, городских аэровокзалов, усилен досмотр ВС, пассажиров, их ручной клади, багажа и грузов. При этом особое внимание уделяется рейсам, прибывающим из регионов со сложной криминогенной обстановкой.
На сегодняшний день, к сожалению, на законодательном уровне недостаточно четко прописаны многие вопросы обеспечения авиационной безопасности в ГА. В том числе:
- участие государства в ресурсном обеспечении авиационной безопасности;
- правовое положение служб авиационной безопасности ГА:
- правовое положение и защищенность сотрудников служб АБ ГА:
- не реализовано положение Воздушного кодекса РФ в части, касающейся вооружения сотрудников служб авиационной безопасности служебным оружием.
В перспективе решение этих проблем мы видим через разработку федерального закона об авиационной безопасности. Этот закон должен предусматривать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в мероприятиях по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность ГА, учитывать положения международных конвенций и Стандартов ИКАО, касающиеся безопасности гражданской авиации.
- История создания системы авиационной безопасности
- Федеральная система обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства
- Основные направления развития системы АБ в гражданской авиации России
- Основные задачи и функции службы авиационной безопасности
- Структура и комплектование службы авиационной безопасности
- Технические средства контроля, досмотра применяемые в аэропорту
- Организация досмотра авиапассажиров в аэропорту Магадан до событий 24 августа
- Дополнительные меры обеспечения безопасности в аэропорту Магадан после террористического акта в РФ 24 августа 2004 года
Производственная санитария
Метеоусловия в кабине ТС должны соответствовать нормам. Для поддержания в кабине оптимальной температуры в холодный период используется встроенная печь. В теплый период времени температура и скорость движения воздуха регулируется за счет открывания и закрывания окон, а в современных автомобилях пре ...
Определение теплопритоков для 1-го режима перевозки СПГ
Общее количество тепла (Вт), отводимое через поверхность приборов охлаждения или холодопроизводительность установки при перевозке мороженых грузов составляет: QIобщ=∑Qi; (Вт) (4.1) где Q1 – теплоприток в грузовое помещение вагона от наружного воздуха и воздуха машинного отделения через огражд ...
Расчет вентиляции
При расчете искусственной вентиляции определяем необходимый воздухообмен в вытяжных зондах моторного участка, примем таких зондов - 2 площадь каждого зонда - 1,6 м2, Производительность вентилятора определяем по формуле где- -скорость движения воздуха в открытом проеме зонда, . Тогда W = 3600*2*1.6* ...